Дорогие родители и специалисты!
Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» создано для детей с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), имеющими разный уровень понимания речи¸ в т.ч. для невербальных детей. Многие знают систему PECS – альтернативная коммуникация с помощью обмена карточек. В основе данного приложения все те же карточки, только теперь они все под рукой, можно легко добавить новые и удалить ненужные. «Коммуникатор» помогает обучить элементарным навыкам общения и поддержать альтернативную коммуникацию ребёнка, не владеющего вербальной речью. Сложность для ребенка с ТМНР может заключаться не только в произнесении слова, но и в трудности понимания услышанного. Уже с первых шагов работы с данным приложением ребёнок учиться узнавать себя на фотографии, знакомится с графическим изображением своего имени, у него формируются элементарные базовые навыки общения: приветствие, прощание, формируется навык совместного внимания со взрослым, развивается умение слушать, умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом.

Начиная работу с данным приложением сфотографируйте ребёнка и покажите ему его фото на планшете. Возьмите руку ребенка и указательным пальцем его руки покажите на фото и произнесите: «Маашаа», потом покажите на самого ребенка и также произнесите: «Маашаа». Далее, обязательно в присутствии ребёнка, создайте учётную запись и напечатайте имя ребёнка большими буквами, чтобы ребёнок видел, как вы это делаете. Возьмите руку ребенка и указательным пальцем его руки проведите под написанным, одновременно проговаривая имя, не забывайте тянуть гласные, потом покажите на самого ребенка и также произнесите: «Маашаа». Запишите имя ребёнка на диктофон протягивая гласные, как бы пропевая его - в дальнейшем ребёнок будет сам или с помощью взрослого находить своё фото и нажимая на него – слышать свое имя.


Каждый раз, при начале и окончании занятия, здоровайтесь и прощайтесь с виртуальным персонажем любым доступным способом: жестами, обрывком слова или словом. Это способствует развитию ритуалов начала и окончания занятия. Но если у ребенка нет собственной речи, то взрослый должен каждый жест сопровождать вербально.


AR Tutor «Коммуникатор» состоит из 4 этапов, каждый из которых выполняет определённую функцию. Благодаря этому данное приложение становится доступным для большого количества пользователей независимо от уровня развития познавательной деятельности.


Желательно проходить этапы в хронологическом порядке, то есть начинать с этапа «Кнопки», от простого, чтобы ребёнок научился коммуницировать с планшетом, а также на данном этапе формируются причинно-следственные связи и предпосылки к формированию навыка выбора и мотивации к совместной деятельности со взрослым. Также данный этап можно использовать в качестве физкультминутки и гимнастики для глаз.


На втором этапе «Выбор варианта» формируется связь картинка-слово –предмет, а также предпосылки к формированию навыка самостоятельного осознанного выбора.

Главным условием данного этапа является то, что выбор должен подкрепляться получением физической реализации того, что выбрал ребёнок. Если на данном этапе картинки, имеющиеся по умолчанию в игре, не подходят под внешний вид имеющихся предметов или игрушек, их можно сфотографировать и добавить на активную панель, чтобы ребёнку легче и понятнее было воспринимать реальный объект и фотографию. Специалисты не советуют задерживаться долго на этапе конкретных фотографий, а постараться сформировать у ребёнка навык первичных обобщений, когда ребёнок понимает, что маленький мишка и большой мишка — это всё медведи.


Третий этап «Составление предложений» представляет из себя коммуникативную доску AR Tutor, с помощью которой можно выражать свои желания и осуществлять осознанный выбор путём нажатия на карточки и переноса их в строку воспроизведения.


Четвёртый этап «Расширения словаря» способствует изучению различных областей знаний пользователя, помогает сформировать обобщающие понятия, способствует развитию слухового внимания и речевого слуха - дифференцировать и узнавать голоса животных и птиц. Данный этап способствует обогащению как пассивного, так и активного словаря ребёнка.


Логопед высшей квалификационной категории Центра содействию семейному воспитанию "Вера. Надежда. Любовь"

Григорьева Екатерина Сергеевна
Учитель-дефектолог Центра содействию семейному воспитанию "Доверие"
Ананьева Ирина Олеговна